Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU
© Он-лайн библиотека оценщиков LABRATE.RU, 2002–2009
Original article: http://www.labrate.ru/round_table/20090521_enforcement_S_Sereda_tezis.htm


Бюро оценки LABRATE.RU - рекомендует

к главной странице Архив материалов круглых столов КИЦИК Лабрейт.Ру

Силовые меры побороть «пиратство» не способны
(тезисы к круглому столу "Enforcement по-русски")

©  Середа С.А., к.э.н., 2009

[все круглые столы] [тезисы Козырева А.Н.] [он-лайн обсуждение]

В мире:


  • Порядка 70% программного обеспечения в мире производится компаниями из США.

  • Крупнейшие аудио и видеозаписывающие корпорации тоже находятся в США.

  • Объём мирового рынка программного обеспечения в 2007 г. равнялся 242 млрд. долл., а к 2011, возможно, увеличится до 330 млрд.

  • Объём рынка аудио и видеопродукции (объем продаж цифровых носителей) в 2007 году составил – 2,9 млрд. долл.

  • Отсюда мощнейшее лоббирование «защиты прав творцов» в США со стороны корпораций и, в свою очередь, не менее мощное лоббирование защиты национальных интересов США в области интеллектуальной собственности на международном уровне.

  • При этом на глобальном уровне, с одной стороны, искоренить «пиратство» просто нет практической возможности, а с другой стороны, к этому далеко не всегда стремятся и сами «поборники авторских прав». «Пираты» позволяют корпорациям завоёвывать рынки, «садить на иглу» пользователей, списывать убытки от безграмотного маркетинга и замалчивать вопрос о получаемых корпорациями сверхприбылях.


В России:


  • пользователи не могут оплачивать лицензии на программное обеспечение и аудиовизуальные произведения по ценам США – у нас среднедушевой доход ниже в четыре раза, чем в США (хотя, конечно, присутствует и определённая «избалованность» всегда доступными бесплатно «пиратскими» продуктами);

  • львиная доля убытков (упущенной прибыли) от «пиратства» в отношении объектов авторского права приходится на иностранные компании;

  • «пиратство» для большинства населения является единственной возможностью преодолеть цифровое неравенство и получить доступ к знаниям и культурному наследию;

  • «пиратство» во многих случаях является единственным способом спасения и доведения до широкой публики культурных ценностей и научных достижений, накопленных за время существования СССР;

  • «пиратство» является практически единственно возможным выходом для библиотек при предоставлении доступа к объектам авторского права инвалидам, лишённым возможности передвижения или с ограниченным зрением;

  • торговля «пиратскими» дисками является средством к существованию многих нетрудоустроенных граждан, чьи проблемы государство решать не желает;

  • в условиях развивающегося экономического кризиса всё вышеперечисленное лишь приобретает большую силу;

  • свободный обмен объектами авторского права (в том числе с нарушением прав их правообладателей) через глобальную сеть Internet является стандартом поведения участников «сетевого сообщества» - социальной группы, составляющей сегодня порядка 18% всех граждан России;

  • у государственных органов, и тех, что обязаны заниматься анализом ситуации и перспективным планированием, и тех, что занимаются выполнением тактических задач в отношении «пиратства», отсутствует как понимание сути происходящего, так, естественно, и какое бы то ни было целостное видение общей программы, методов и средств борьбы с «пиратством»;

  • ни депутаты, ни чиновники министерств, ни работники правоохранительных органов фактически не знакомы с законодательством об охране авторского права и смежных прав, историей его возникновения и развития, и не понимают его механизма, целей, преимуществ и недостатков;

  • отсутствуют достоверные источники информации «пиратстве», а также корректные и апробированные методики обработки этой информации с целью дальнейшего принятия решений о корректировке программы и (или) выборе средств борьбы с «пиратством»;

  • из-за вышеуказанного любые попытки государства повлиять на «пиратство» являются бесперспективными, т.к. являются типичной попыткой управлять процессом без знания механизма его протекания и без оценки результатов управляющих воздействий. Это соответствуют классическому отрицательному примеру Эдварда Деминга «воронка и мишень», известному любому специалисту, знакомому с основами управления качеством. Естественно, что о цикле PDCA в сфере борьбы с «пиратством» и слыхом не слыхивали…

  • большинство попыток государственных органов воздействовать на нелегальный рынок объектов авторского права, во-первых, являются реакцией на внешнее давление со стороны США или контролируемых США международных организаций, во-вторых, направлены на защиту интересов иностранных корпораций, в-третьих, в силу их карательного характера, направлены против граждан РФ, случайно попавших под «горячую руку», и, в-четвёртых, как правило, являются лишь поводом для роста коррупции;

  • не обеспечены и не защищены многие гражданские права (которые государство «гарантирует»), но авторское право, за которым стоит крупный бизнес (который, вообще говоря, должен сам оплачивать свои риски), на особом государственном контроле;

  • при этом беспрецедентное ужесточение наказаний и усиление преследования граждан за нарушение «священного авторского права» никак рационально не обосновывается: никем не посчитаны и не обоснованы реальные убытки, которые, якобы, несут экономические агенты и российское государство от «пиратства», а также не посчитаны и не обоснованы те «золотые горы», которые получат эти самые экономические агенты и российское государство в результате «победы над пиратством», а также не оценены затраты на достижение этой «победы» и не проведено их сравнение в ожидаемым конечным эффектом. Что же касается ставшего уже притчей во языцех вступления в ВТО, то оно само по себе явно противоречит как национальным интересам России, так и интересам российских экономических агентов, так как в результате этого вступления будут просто уничтожены остатки национальной экономики – внятного обоснования «жизненно важной необходимости вступления в ВТО» просто нет. А обоснование усиления карательных мер против собственного населения за нарушение авторских прав тем, что это позволит России вступить в ВТО и уничтожить экономику страны, противоречит элементарному здравому смыслу.

  • следовательно, государственные меры по борьбе с «пиратством» (без самого серьёзного их пересмотра) ни при каких обстоятельствах не получат поддержки в массах, то есть никогда не будут эффективными. И единственным их результатом может быть лишь эскалация напряжённости и трансформация конфликта из экономического в социальный.



Литература:



  1. Бабич, М. Бей пиратов и велосипедистов! // «Компьютерра», №7 (384), 2001 г. – Режим доступа к электрон. дан.: http://www.computerra.ru/offline/2001/384/7369/.

  2. Гагин, А. Пиратство – это самосуд // «Российская газета» (Федеральный выпуск) №3620, 3 ноября 2004 г. – Режим доступа к электрон. дан.: http://www.rg.ru/2004/11/03/piratstvo.html.

  3. Кара-Мурза, С.Г. Потерянный разум. М.: Эксмо, Алгоритм, 2005 г. , 736 стр. – Режим доступа к электрон. данн. – http://www.kara-murza.ru/books/Razum/index.html.

  4. Середа С.А. Борьба с «пиратством» будет эффективной только при общественной поддержке и комплексном подходе // Сетевой узел «ПОтребитель», 2007. – Режим доступа к электрон. данн. – http://consumer.stormway.ru/ifap_cmt.htm.

  5. Середа, С.А. «Вредоносные» уголовные дела: сбой «конвейера» // «Балтийский юридический журнал", №3, 2008 г. – Режим доступа к электрон. данн. – http://consumer.stormway.ru/crx273cc.htm.

  6. Середа, С.А. Проблема теневого рынка программных продуктов и пути ее разрешения: Тез. докл. «Проблемы противодействия компьютерной преступности», Запорожье. 2004. – Режим доступа к электрон. дан.: http://consumer.nm.ru/piracy.htm.

  7. Середа, С.А. Психологический аспект проблемы «компьютерного пиратства»: Тез. конф. «Право и Интернет», Москва, 2004. – Режим доступа к электрон. дан.: http://www.ifap.ru/pi/06/r08.htm.


21 мая 2009 года (четверг) в 19-00 в здании ЦЭМИ РАН (ауд.520) состоится круглый стол "Легитимное насилие в сфере авторских и смежных прав (enforcement по-русски)".

Вход СВОБОДНЫЙ, но количество мест ограничено. Если данное мероприятие представляет интерес для Вашей организации и Ваши сотрудники заинтересованы принять участие в круглом столе - просим сообщить по эл.почте или телефонам - +7(499)724-15-14, +7(903)208-53-53, +7(916)105-81-04.

Организаторы круглого стола - ООО "Консультационно-исследовательский центр интеллектуального капитала Лабрейт.Ру" (ООО "КИЦИК Лабрейт.Ру") и Научный Совет по экономическим проблемам интеллектуальной собственности ООН РАН.


Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians

Сообщения в форуме - за 3 часа, за 6 часов, за день или за неделю



Ссылки и материалы по обсуждаемой теме:


Организатор круглого стола
Консультационно-исследовательский центр интеллектуального капитала (КИЦИК Лабрейт.Ру)
+7(499) 724-15-14, +7(916) 105-81-04, +7(903) 208-53-53
Консультационно-исследовательский центр интеллектуального капитала Лабрейт.Ру (КИЦИК Лабрейт.Ру)



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Библиотека LABRATE.RU. Правила копирования и цитирования материалов сайта, форума, электронных рассылок. Размещение кнопок и баннеров.