Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU
©  Он-лайн библиотека LABRATE.RU, 2002 - 2009
Original article: http://www.labrate.ru/laws/project_koncept_od-2000.htm

Бюро оценки LABRATE.RU рекомендует


к разделу "Законы и акты по оценке" к разделу "Федеральные стандарты оценки" (ФСО)

[Обсуждение концепции развития ОД в РФ]

проект

ОДОБРЕНА
Межведомственным советом
по вопросам регулирования оценочной
деятельности в Российской Федерации

Концепция
развития оценочной деятельности в Российской Федерации

Введение

Раздел 1. Регулирование оценочной деятельности

Раздел 2. Основные направления развития оценочной деятельности

2.1 Оценка как инструмент эффективного управления собственностью

Раздел 3. Особенности оценки объектов оценки

Раздел 4. Оценка как неотъемлемая часть рынка финансовых услуг

Раздел 5. Развитие инфраструктуры оценочной деятельности




ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция подготовлена Министерством государственного имущества Российской Федерации, как уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, и направлена на развитие положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В подготовке Концепции приняли участие федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, ведущие российские научные и учебные центры в сфере оценки, а также саморегулируемые организации оценщиков и практикующие оценщики.

Концепция определяет цели, задачи, направления и принципы государственного регулирования системы оценочной деятельности (деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости) в Российской Федерации. Оценочная деятельность обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует структурной перестройке экономики, формированию конкурентной рыночной среды, активизации инвестиционных процессов. Независимая оценка стоимости призвана также обеспечивать равные права всем членам общества, путем справедливой оценки их имущественных прав и обязательств. Таким образом, развитие оценочной деятельности является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового государства.

Под элементами системы оценочной деятельности в целях настоящей Концепции понимаются: юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность, которая регулируется Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (оценщики);

  • физические лица - специалисты по оценке стоимости;
  • потребители услуг по оценке (органы государственного управления, физические и юридические лица всех форм собственности);
  • образовательные и научно-исследовательские организации в сфере оценки;
  • саморегулируемые организации оценщиков;
  • организации, осуществляющие информационное обеспечение деятельности по оценке стоимости.

В систему оценочной деятельности входят правовые и экономические отношения между указанными элементами.

Система оценочной деятельности призвана обеспечить экономику качественными услугами по оценке стоимости в достаточном объеме.

Значение оценочной деятельности, современное состояние системы оценочной деятельности позволяют сформулировать цели государства по ее развитию следующим образом:

Перспективная цель - создание в Российской Федерации саморазвивающейся и адаптивной к внешним условиям системы оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по оценке стоимости. Ближнесрочная цель - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей полноценное включение оценочной деятельности в социально-экономические процессы.

Ближнесрочная цель должна быть реализована в течение 2000 года. Для реализации ближнесрочной цели необходимо решить следующие задачи:

  • утвердить единый порядок лицензирования оценочной деятельности;
  • утвердить государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков;
  • утвердить порядок аттестации специалистов по оценке;
  • утвердить стандарты оценочной деятельности.

Реализация перспективной цели во многом зависит от хода развития рыночных отношений в экономике России, вместе с этим основные институты, обеспечивающие реализацию перспективной цели, предполагается сформировать до 2005 года.

Для реализации перспективной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить эффективный государственно-общественный контроль качества оценочных работ;
  • создать условия для становления и развития саморегулируемых организаций оценщиков;
  • максимально унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Российской Федерации, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;
  • создать систему подготовки и переподготовки кадров в области оценки;
  • организовать комплексные научные исследования в области оценочной деятельности;
  • устранить на законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, земельных ресурсов;
  • создать систему информационного обеспечения оценочной деятельности.

В основу государственного регулирования оценочной деятельности положены следующие принципы:

  • оценочная деятельность является самостоятельным видом предпринимательской деятельности;
  • оценка является самостоятельным научным направлением, со своей методологией, терминологией, принципами исследований;
  • становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений и правового регулирования предпринимательской деятельности;
  • базируясь на мировом опыте оценочной деятельности, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки. Недопустимо как копирование зарубежного опыта, так и создание "принципиально новых" подходов;
  • развитие оценочной деятельности возможно только на основе общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации.
  • создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и иных документов, не основанных на общероссийском законодательстве об оценке, является недопустимым;
  • мероприятия по развитию оценочной деятельности должны отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ;
  • эффективным развитие оценочной деятельности может быть только при соблюдении принципа баланса прав, обязанностей и ответственности всех участников оценочного процесса, при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.

 

РАЗДЕЛ 1. Регулирование оценочной деятельности

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Контроль за осуществлением оценочной деятельности возложен на Министерство государственного имущества Российской Федерации, органы уполномоченные субъектами Российской Федерации. В связи с этим в настоящей Концепции описано распределение прав и обязанностей по контролю оценочной деятельности, между указанными органами.

Для обеспечения единого правового и методологического пространства на всей территории Российской Федерации нормативные акты органов управления субъектов Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить согласование в Мингосимуществе России.

В становлении и развитии оценочной деятельности в Российской Федерации активное участие принимают саморегулируемые организации оценщиков. Законом предусмотрено помимо государственного регулирования саморегулирование деятельности оценщиков. За рубежом саморегулируемые организации оценщиков играют важную роль в регулировании оценочной деятельности. В связи с этим государственное регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации должно быть тесно увязано с саморегулированием оценщиков.

1.1 Механизмы регулирования оценочной деятельности

Основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются:

  • лицензирование оценщиков;
  • аттестация специалистов в области оценочной деятельности; система стандартов и положений оценочной деятельности;
  • утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;
  • сертификация услуг;
  • страхование гражданской ответственности оценщиков.

В течение 2000г. необходимо создать и организовать взаимосвязанную работу указанных механизмов регулирования оценочной деятельности.

1.1.1 Лицензирование оценочной деятельности

Оценочная деятельность может осуществляться только получившим соответствующую лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Лицензирование оценочной деятельности осуществляют Мингосимущество России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются -лицензирующие органы).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование оценки недвижимости, оценки машин, оборудования и транспортных средств, оценки нематериальных активов. Мингосимущество России -лицензирование оценки предприятий (бизнеса).

Лицензия на право оценки предприятий (бизнеса) предоставляет лицензиату право на осуществление оценочной деятельности по всем видам оценочной деятельности. При этом оценочная деятельность, лицензия на осуществление которой выдана Мингосимуществом России, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Оценочная деятельность, лицензия на осуществление которой выдана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком регистрации лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации.

Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основаниях, предусмотренных Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, Мингосимуществом России, лицензирующими органами субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Мингосимущество России в установленном порядке осуществляет взаимодействие с лицензирующими органами субъектов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности, а также координацию их деятельности.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Мингосимущество России ведет сводный реестр лицензий на осуществление оценочной деятельности.

Для получения лицензии ее соискатель должен, в частности, представить документы, подтверждающие прохождение аттестации по указанным в лицензии видам оценочной деятельности сотрудниками соискателя (для юридического лица), или собственных таких документов (для индивидуального предпринимателя).

1.1.2 Принципы аттестации специалистов в области оценочной деятельности

Аттестация специалистов по оценке стоимости призвана обеспечить: контроль знаний специалистов в области оценочной деятельности; должную ответственность специалиста а области оценочной деятельности за результаты его работы; контроль качества подготовки специалистов учебными заведениями.

Аттестаты выдаются на осуществление следующих видов оценочной деятельности:

а) оценка недвижимости;

б) оценка машин, оборудования и транспортных средств;

в) оценка нематериальных активов;

г) оценка предприятий (бизнеса).

Аттестат на оценку бизнеса дает право его обладателю выполнять оценку по всем видам оценочной деятельности.

Организация и проведение аттестации возлагается на уполномоченные органы:

Мингосимущество России - по оценке предприятий (бизнеса);

на министерства (комитеты) по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации (далее -территориальные органы) - по оценке недвижимости, оценке машин, оборудования и транспортных средств, оценке нематериальных активов.

Мингосимущество России совместно с Минэкономики России разрабатывает положение об аттестации специалистов в области оценочной деятельности, на основании которого действуют уполномоченные органы.

Для проведения аттестации уполномоченные органы создают соответствующие государственные аттестационные комиссии.

Комиссии утверждают по согласованию с Мингосимуществом России программы, по которым проводятся квалификационные экзамены.

Выданные аттестаты действуют на всей территории Российской Федерации. Уполномоченными органами ведутся реестры квалификационных аттестатов. Мингосимущество России организует ведение единого государственного реестра квалификационных аттестатов. По истечении срока действия аттестата специалисту в области оценочной деятельности необходимо пройти переаттестацию.

Аттестат будет предоставлять его владельцу право подписи отчета об оценке по соответствующему виду оценочной деятельности.

В положении об аттестации должен быть предусмотрен четкий порядок отзыва аттестата. Так, в случае если по решению суда отчет об оценке был признан не соответствующим требованиям обязательных стандартов оценочной деятельности у исполнителей, подписавших такой отчет, аттестат отзывается. В реестре квалификационных аттестатов должна содержаться информация об отозванных аттестатах.

В положении об аттестации также должны быть определены критерии для саморегулируемой организации оценщиков, при выполнении которых ей могут быть переданы процедуры аттестации.

1.1.3 Стандарты оценочной деятельности

Оценочная деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой системой стандартов оценки.

Единая система стандартов оценки, являясь неотъемлемой частью нормативно-правового регулирования оценочной деятельности, должна обеспечивать:

  • нормативное закрепление единства методических подходов при выполнении работ по оценке стоимости;
  • четкие требования к важнейшим составляющим процесса оценки, а также ее результатам;
  • унификацию требований к составу и формам представления документов, отражающих результаты оценки;
  • воспроизводимость результатов оценки, стабильность качественных показателей оказываемых оценочных услуг;
  • определение объема технико-экономической информации, используемой при оценке;
  • создание условий для действенного контроля за качеством оценочных услуг.

Единая система стандартов оценки включает следующие основные стандарты:

  • организационно-методические положения;
  • оценка недвижимого имущества;
  • оценка машин, оборудования и транспортных средств;
  • оценка интеллектуальной собственности:
  • оценка стоимости предприятия (бизнеса);

Требования к документации.

Система стандартов защищает интересы и прав потребителей при взаимодействии с оценщиками с одной стороны и

обеспечивает защиту оценщиков от необоснованных претензий с другой.

Применение Единой системы стандартов оценки для конкретных целей или объектов оценки регламентируется разрабатываемым рабочими группами при Межведомственном совете по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации "Положениями об осуществлении оценочной деятельности в Российской Федерации". После одобрения на Межведомственном совете указанные положения утверждаются распоряжениями Мингосимущества России.

Многоплановость и прикладной характер оценочной деятельности определяют необходимость дополнения основополагающих стандартов оценки, утверждаемых Правительством Российской Федерации, правилами (стандартами) оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков. По наиболее важным направлениям оценочной деятельности правила, разработанные саморегулируемыми организациями оценщиков, после их одобрения на Межведомственном совете по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации целесообразно утверждать распоряжениями Мингосимущества России, придавая им обязательный характер.

1.1.4 Сертификация услуг оценщиков

Сертификация услуг оценщиков стоимости является добровольной. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрированы три системы добровольной сертификации услуг по оценке. Сертификация является механизмом контроля соблюдения стандартов, положений и правил оценочной деятельности, механизмом защиты прав потребителей.

С развитием добровольной сертификации качества услуг по оценке государству целесообразно оказывать ей поддержку. В частности, наличие сертификата соответствия при прочих равных условиях может быть решающим условием при конкурсных отборах оценщиков, проводимых органами государственного управления.

1.2. Межведомственное взаимодействие по вопросам регулирования оценочной деятельности

Обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти по вопросам оценочной деятельности является необходимым условием эффективного государственного регулирования рынка оценки. Для реализации этой задачи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999г. № 932 Мингосимуществом России создан Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации:

  • обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по вопросам оценочной деятельности;
  • готовит предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов в области регулирования оценочной деятельности;
  • предварительно рассматривает проекты рекомендаций законодательным и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам принятия законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность;
  • рассматривает и высказывает мнение по представляемым на утверждение Министру государственного имущества Российской Федерации проектам инструкций и методических материалов, обязательных для применения органами, лицензирующими оценочную деятельность;
  • проводит анализ практики применения действующего законодательства и ведомственных актов, а также предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
  • инициирует проведение исследований по вопросам оценочной деятельности;

Для разработки и/или экспертизы нормативно-методических документов при Межведомственном совете создаются рабочие группы.

1.3. Роль саморегулируемых организаций оценщиков

Целью государственного управления в области оценки является обеспечение максимального саморегулирования рынка услуг по оценке стоимости. Саморегулируемые организации оценщиков могут, в частности, выполнять следующие важные функции:

  • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в области оценочной деятельности;
  • разрабатывать собственные стандарты оценки;
  • разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Для полноценного участия в регулировании оценочной деятельности саморегулируемые организации должны иметь достаточные организационные возможности. Государство по мере самостоятельного развития саморегулируемых организаций и вместе с этим для создания у них таких организационных возможностей должно:

  • делегировать им процедуру аттестации и отзыва аттестата у специалистов в области оценочной деятельности;
  • по наиболее важным направлениям оценочной деятельности придавать отдельным правилам (стандартам) оценки саморегулируемых организаций обязательный характер после их одобрения Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации;
  • всемерно содействовать развитию добровольной сертификации услуг оценщиков. Важное значение для совершенствования процедур оценочной деятельности, повышения качества услуг имеет принятие саморегулируемыми организациями и выполнение их членами правил деловой и профессиональной этики.

РАЗДЕЛ 2. Основные направления развития оценочной деятельности

2.1 Оценка как инструмент эффективного управления собственностью

Крупнейшим собственником в Российской Федерации остается государство. Оценка стоимости объектов государственного имущества и прав пользования им является необходимым условием эффективного управления государственной собственностью. В случае совершения сделок с объектами оценки, принадлежащих полностью или частично государству, проведение оценки является обязательным.

При определении стоимости объектов оценки, обладающих уникальными особенностями, целью оценки должно являться определение стоимости, учитывающей конкретную структуру спроса на объект частного или государственного имущества. Как правило определение, анализ и учет оценщиком при определении стоимости индивидуальных (субъективных) выгод контрагентов по сделкам с имуществом позволит увеличить доходы от его использования.

При проведении оценки имущества, принадлежащего государству, необходимо также использовать массовую оценку, которая представляет собой метод получения оценок рыночных стоимостных показателей однородной группы объектов без учета их незначительных индивидуальных особенностей.

Развитие массовой оценки связано развитием рынка. При отсутствии информации о достаточном количестве рыночных сделок по группе однородных объектов, результаты, получаемые с использованием этого метода, могут приводить к существенным ошибкам.

Оценка имущества и прав пользования им, формирование реестра государственного имущества, позволят не только увеличить бюджетные поступления, но и дадут информацию для разработки различных вариантов управления собственностью. В настоящее время в основном используется только один подход на основе предоставления имущества в аренду.

Оценка стоимости имущества обеспечивает объективную характеристику эффективности управления в рыночной экономике. Увеличение стоимости предприятия (бизнеса) за период времени является одним из основных критериев оценки работы управляющего. В связи с этим необходимо осуществить разработку методики определения изменения стоимости объекта управления для оценки работы менеджеров, в том числе и государственных предприятий.

2.2 Оценка инвестиционных проектов

Оценка инвестиционных проектов, в том числе проектов, реализация которых предполагается с привлечением бюджетных средств, требует разработки процедур независимой оценки этих проектов. Принятые к настоящему моменту Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов закладывают методическую основу проведения этих работ.

Целесообразно создание и развитие института независимой оценки инвестиционных проектов. Должен быть определен юридический статус оценщика-эксперта, случаи обязательной независимой оценки инвестиционных проектов, механизм финансирования таких работ.

Независимая оценка инвестиционных проектов позволит выполнить проверку их исходных и итоговых характеристик, даст возможность обосновать выбор при рассмотрении альтернативных проектов и в конечном итоге будет способствовать эффективному расходованию ограниченных инвестиционных ресурсов.

2.3 Оценка для целей залога имущества и ипотечного кредитования

Развитие ипотечного кредитования, введение механизма независимой оценки объекта залога требуют разработки методологии определения залоговой стоимости.

Как показывает международный опыт, при проведении операций залога, как правило, базой при определении залоговой стоимости имущества является рыночная стоимость объекта залога. При этом, для оценки уровня риска, который берет на себя кредитное учреждение, обеспечивая себе возможность возместить достаточную сумму средств в случае невозврата заемщиком кредита, необходимо определить отношение между рыночной стоимостью залога и параметрами кредита.

2.4 Оценка убытков

В Гражданском кодексе Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Необходимость оценки убытков вытекает из многочисленных нормативных документов. При этом используется ряд синонимов: ущерб, убытки, вред.

Наиболее важными для развития оценки случаями определения величины убытков следует считать восстановление нарушенных прав юридических и физических лиц, страхование, планирование и проектирование в различных сферах деятельности (строительство и градостроительство, проектирование опасных производств, экологическая деятельность, оценка безопасности, инвестиционное и другое финансовое планирование, создание финансовых резервов на случай чрезвычайных ситуаций, выплата компенсаций, оценка эффективности мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций).

Оценка убытков затрагивает различные сферы деятельности. Развитие нормативной и методологической базы оценки ущерба должно координироваться Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в тесном взаимодействии с судебными органами.

2.5 Оценка для целей исполнительного производства и судопроизводства

Принятие целого ряда законодательных актов по реализации имущества для целей исполнительного производства (закона "О судебных приставах", закона "Об исполнительном производстве". Гражданского процессуального кодекса "Раздел V Исполнительное производство"), нормативных актов Минюста России (Приказ № 76 от 3 июля 1998г. "О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций". Приказ от 10 февраля 2000 г. № 57/20 "Об утверждении Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества", совместно с Федеральным долговым центром при Правительстве Российской Федерации) создает законодательную базу привлечения независимых оценщиков для проведения оценки имущества, в том числе имущественных прав в процессе исполнительного производства.

Опыт взаимодействия оценщиков и органов государственной власти, в частности процедура проведения конкурсного отбора оценочных компаний в Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации, показывает, что создание специализированных организаций, осуществляющих услуги по оценке для целей исполнительного производства, требует разработки в кратчайшие сроки нормативной и методологической базы для проведения таких оценок.

Участие оценщиков в качестве экспертов в судебном процессе требует в первую очередь выработки и согласования регламентов привлечения оценщиков при проведении стоимостной экспертизы в рамках судебного процесса, а также обучения оценщиков процедурам работы с судами.

Привлечение независимых оценщиков при процедурах ареста имущества, в том числе имущественных прав, осуществляемых Службой судебных приставов, также требует разработки нормативной базы, в том числе разработки методик, позволяющих в процессе описи арестованного имущества проводить первичный анализ ликвидности арестованного имущества.

РАЗДЕЛ 3. Особенности оценки объектов оценки

3.1 Оценка недвижимости

Наиболее важным аспектом вопроса оценки недвижимости является оценка земельных ресурсов. Незавершенность земельного законодательства препятствует введению в оборот земельных участков, приводит к произвольному завышению стоимости их использования.

Развитие оценки земельных участков связано с разработкой геоинформационных технологий, позволяющих определять локальные зоны с одинаковой рыночной стоимостью земли. Учитывая опыт проведения таких работ в Москве и Санкт-Петербурге, целесообразно создание стандартов и рекомендаций по унификации подобных расчетно-информационных систем для других регионов Российской Федерации.

Исходя из задач оценки природных ресурсов как части национального богатства, практических задач, связанных, в частности, с возможным совершенствованием налогового законодательства, актуальным является вопрос о разработке методологии оценки иных видов природных ресурсов, помимо земельных.

3.2 Оценка (переоценка) основных фондов

Инфляция и структурные изменения в экономике определяют существенные отклонения стоимости основных фондов предприятий от цены их приобретения. Вместе с этим отражение в финансовой отчетности предприятия реальной стоимости основных средств является важным условием формирования верных управленческих решений как внутри предприятия, так и сторонними инвесторами. Традиционно решение этой задачи осуществляется путем переоценки основных фондов.

Участием оценщиков в переоценке основных фондов предприятий во многом обусловлено внедрение негосударственной оценки в экономические отношения в Российской Федерации.

Поскольку изменение стоимости основных фондов помимо финансовой отчетности предприятий затрагивает вопросы налогообложения хозяйствующих субъектов, ценообразования (особенно тарифообразования естественных монополий), амортизации имущества и управления инвестициями для успешной переоценки следует учитывать все эти составляющие. Соответственно задачей государственного управления является обеспечение учета результатов переоценок как для целей составления финансовой отчетности предприятий, так и для налогообложения.

Необходимо направить усилия специалистов различных министерств и ведомств, саморегулируемых организаций оценщиков на разработку методов и норм начисления амортизации, учитывающих современные темпы их физического и морального износа.

В современных российских условиях слабой прогнозируемости предстоящих доходов, наличия большой доли убыточных предприятий, неразвитости вторичного рынка основных средств нельзя исключать проведение массовой оценки (переоценки) основных фондов на основе стоимости, производной от восстановительной и учитывающей отдельные рыночные условия, вместо расчета восстановительной или рыночной стоимости по классической методологии.

3.3 Оценка интеллектуальной собственности

Важным направлением не только оценки, но и экономического развития Российской Федерации является включение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Эта задача требует нахождения комплексного решения, включая обеспечение юридического закрепления прав, определение порядка их бухгалтерского учета, амортизации и оценки. Оценка интеллектуальной собственности и юридическое оформления прав на объекты интеллектуальной собственности являются взаимодополняющими. Для полноценной оценки интеллектуальной собственности необходимо в ближайшее время разработать стандарты, иные нормативные и методические документы по оценке этого вида активов. Оценка и формирование рынка прав на объекты интеллектуальной собственности является мощным резервом для сохранения научно- технического потенциала страны. Проведение этих работ необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством по науке и технике Российской Федерации.

3.4 Оценка долгов предприятий

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.98 №1380 "О мерах по урегулированию взаимной просроченной задолженности" создало нормативно-правовую основу для решения задач по созданию необходимой инфраструктуры эффективного урегулирования проблем просроченной задолженности предприятий.

Формирование рынка долговых обязательств позволит предприятиям реализовывать на публичных торгах просроченную задолженность, повышать оборачиваемость капитала. Процедура проведения торгов предусматривает оценку долговых обязательств для определения их рыночной стоимости.

Становление рынка долговых обязательств, обеспечение его прозрачности невозможны без привлечения независимых оценщиков.

В кратчайшие сроки необходимо осуществить разработку нормативной и методологической базы проведения оценки задолженности предприятий.

РАЗДЕЛ 4. Оценка как неотъемлемая часть рынка финансовых услуг

4.1 Унификация понятийного аппарата и терминологии оценочной деятельности с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения

Будучи тесно взаимосвязанными, оценка, бухгалтерский учет, первичный учет и налогообложение должны иметь единый понятийный аппарат и использовать методически схожий порядок определения стоимости.

Представление достоверной информации в финансовой отчетности и формирование адекватного налогообложения невозможно без периодической оценки рыночной стоимости имущества предприятия. Отражение результатов оценки в бухгалтерской отчетности и учет результатов оценки при налогообложении являются важными задачами, решение которых связано с развитием оценки, проведением налоговой реформы и реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Возможные подходы к решению указанных задач должны быть разработаны Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

В целях создания благоприятных условий для анализа данных, прогнозирования, решения вопросов инвестиционной, амортизационной и налоговой политики на региональном и федеральном уровнях, осуществляемых, как правило, с привлечением статистических данных, целесообразно принять меры к гармонизации оценки и статистического учета.

4.2 Взаимодействие оценщиков, аудиторов, финансовых консультантов

Важным вопросом развития оценочной деятельности является вопрос о взаимодействии оценщиков с другими специалистами, оказывающими услуги а финансово-экономической сфере.

В ряде нормативных документов, включая и Федеральные законы, существуют терминологические несоответствия, при которых работы, которые должны, по сути, оказывать оценщики, относятся к компетенции аудиторов.

Необходимо четко на уровне законодательства ввести разграничение этих видов деятельности. Вместе с тем, работы по ~ оценке и аудиту дополняют друг друга. Проведение полноценной оценки бизнеса невозможно без предварительного аудита.

Новым направлением в сфере услуг в современных условиях является оказание услуг предприятиям по разработке схем реструктуризации. Проведение этих работ совместно специалистами по финансовому консалтингу и оценщиками позволит повысить эффективность решений по управлению капиталом.

4.3 Обеспечение соответствия оценочных работ международным требованиям

В настоящее время в каждой из стран, входящих в IVSC (Международный Комитет по стандартам оценки) и TEGOVA

(Европейскую группу ассоциаций оценщиков), существуют национальные режимы регулирования оценочной деятельности. При этом регулирование оценочной деятельности в США отличается, например, от регулирования оценки в Великобритании или Германии.

Основным признаком, позволяющим сделать вывод о соответствии национальной системы оценки международным требованиям, является соответствие национальной системы стандартов оценки международным стандартам оценки.

Основными направлениями обеспечения соответствия оценочных работ в Российской Федерации международным требованиям является максимально возможное использование международных стандартов оценки при разработке отечественных стандартов, участие российских отделений международных аудиторских и оценочных компаний в работе российских саморегулируемых организаций оценщиков, реализация совместных оценочных работ (в том числе консорциумами оценщиков).

Увеличение портфеля заказов у российских оценщиков, получаемых от зарубежных заказчиков на выполнение оценочных работ как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, является одним из индикаторов реализации перспективной цели настоящей Концепции.

РАЗДЕЛ 5. Развитие инфраструктуры оценочной деятельности

5.1 Подготовка кадров

Подготовка оценщиков является одним из основных условий развития рынка оценки. Первоочередным шагом должно стать принятие Государственных требований к программам профессиональной переподготовки оценщиков в Российской Федерации для специализаций "Оценка стоимости недвижимости", "Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств", "Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности" (в объеме не менее 500 учебных часов), для специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" (в объеме не менее 800 учебных часов).

В состав образовательных программ по переподготовке должны входить, в частности, макро- и микроэкономика, право, бухгалтерский учет и аудит, экономический анализ, налоги и налогообложение, математические методы оценки, инвестиции, дисциплины специализаций в зависимости от выбранного направления оценочной деятельности.

Необходимо также проводить разработку программ повышения квалификации оценщиков в Российской Федерации, которые не должны подменять переподготовку специалистов.

5.2 Организация научных исследований

Развитие оценочной деятельности связано с проведением научных и методологических исследований. В качестве первоочередной задачи научных исследований в области оценочной рассматривается разработка следующих направлений:

  • совершенствование регламентации, порядка проведения и методологии переоценки основных фондов;
  • развитие методик определения стоимости акционерного капитала; взаимосвязь оценки и управления стоимостью предприятия;
  • особенности оценки стоимости финансово-кредитных институтов; оценка объектов интеллектуальной собственности в том числе созданных за счет средств государственного бюджета; особенности оценки для целей приватизации;
  • совершенствование методологии и системы определения восстановительной стоимости объектов недвижимости с учетом текущих цен и расценок;
  • развитие методологии и нормативной базы определения средних сроков полезного использования объектов основных средств;
  • определение методов расчета всех видов износа для различных видов имущества, в том числе использующих методы инструментального контроля и измерения;
  • применение методов математической статистки применительно к задачам оценки;
  • совершенствование методов расчета рисков при анализе доходности объектов оценки;
  • развитие методик расчета ущерба при стихийных бедствиях и техногенных авариях;
  • определение основных методологических принципов оценки природных ресурсов;
  • изучение методологических проблем, связанных с использованием статистических данных в практике оценочной деятельности и в методических материалах по оценке и реструктуризации активов предприятий; создание и внедрение экспертных систем в оценке имущества. Перечисленные задачи научных исследований не исчерпывают всего круга вопросов, требующих проведения специальных научных исследований, однако проведение исследований по перечисленным проблемам является приоритетным. Целесообразно объединить усилия специалистов экономических ведомств, оценщиков, сотрудников соответствующих научных организаций в решении научно-методических вопросов по развитию оценочной деятельности.

При разработке и формировании нормативной базы в сфере ценообразования в строительстве, разработке сметного и технического нормирования в области оценки недвижимости проведение этих работ необходимо осуществлять совместно с Госстроем России.

Организация финансирования исследований может быть решена следующими способами:

  • создание фондов научных исследований с привлечением средств оценочных фирм и потенциальных потребителей результатов исследований, включая крупные финансово-промышленные группы;
  • разработка комплексной программы научных исследований, объединение и координация ресурсов фирм-исполнителей с последующей коммерческой реализацией полученной научной продукции;
  • подготовка предложений для получения грантов зарубежных объединений оценщиков с целью организации финансирования исследований и проведение этих исследований совместно с зарубежными специалистами. Необходимым условием экономии средств и объединения усилий различных специалистов является создание плана исследований в области оценочной деятельности в Российской Федерации и определение головных (ведущих) разработчиков (координаторов) по конкретным темам. Общую координацию этих работ должен осуществлять Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

5.3 Информационное обеспечение оценочной деятельности

Процесс оценки стоимости связан с проведением анализа больших массивов информации. Основные текущие затраты при проведении конкретных оценок связаны с поиском и обработкой различной информации, необходимой для реализации цели оценки. Поэтому развитие информационного обеспечения работы оценщиков является одним из важнейших факторов успешной реализации перспективной цели Концепции.

Необходимо обеспечить участие министерств и ведомств, в том числе Госкомстата России в информационном обеспечении деятельности по оценке, в т.ч. в представлении необходимой информации о ценах в инвестиционной сфере, наличии и состоянии основных средств и других составных элементов национального богатства, инвестиционном климате, сводных характеристиках деятельности предприятий, другой необходимой информации.

Поскольку потенциальными потребителями таких информационных систем могут явиться как государственные, так и негосударственные структуры, необходимо разработать перечень информационных баз данных и согласовать этот перечень с возможными потенциальными потребителями. Необходимо провести ревизию уже существующих информационных баз.

Важнейшим вопросом является актуализация данных. Поэтому на этапе формирования перечня разрабатываемых информационных баз необходимо определять порядок их постоянного обновления.

Для создания информационных систем требуются не только финансовые и интеллектуальные ресурсы, но и законодательные решения по использованию той или иной информации. Недопустимо, чтобы информационные базы, разрабатываемые на протяжении многих лет, были "приватизированы" теми или иными ведомствами. Следует определить регламент, по которому с одной стороны был бы обеспечен равноправный доступ к информации, не являющейся государственной или иной тайной для всех участников оценочного процесса, а с другой стороны, информация, используемая в процессе оценки, могла быть проверена на достоверность всеми заинтересованными сторонами. Следует определить головную организацию, которая будет осуществлять создание и ведение перечня информационных баз, используемых для целей оценки.

в начало

[Обсуждение концепции развития ОД в РФ]


Выписка из протокола заседания Межведомственного совета по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации

6 апреля 2000 г № 3

Решение Межведомственного совета по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации

1. О проекте Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации (докладчик - заместитель руководителя Департамента экономики Мингосимущества России Коряшкин ГА.).

1.Принять за основу проект Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Министерствам и ведомствам, представленным в Совете, направить в Мингосимущество России замечания и дополнения к проекту Концепции в срок до 21 апреля 2000 г.

2. Мингосимуществу России представить очередному заседанию Совета проект Концепции с учетом поступивших замечаний и дополнений для его окончательного рассмотрения, а также перечень поступивших замечаний и дополнений.



вернуться к разделу "Законы и акты по оценке"

Обсудить в Форуме - RUSSIAN APPRAISERS not only for Russians

Сообщения в форуме - за 3 часа, за 6 часов, за день или за неделю




Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Библиотека LABRATE.RU. Правила копирования и цитирования материалов сайта, форума, электронных рассылок. Размещение кнопок и баннеров.