Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU
©  Он-лайн библиотека оценщиков LABRATE.RU, 2002-2009
©  Нестеров Анатолий Васильевич, 2009
Original article: http://www.labrate.ru/articles/nesterov_article_2009-1_about_goran_roos_strategy.htm



Лабрейт.Ру рекомендует

[ он-лайн обсуждение ]

Нестеров Анатолий Васильевич Некоторые соображения о стратегии Йорана Рууса

©  Нестеров А.В., 2009

Й. Руус в [1] приводит свои взгляды, а также многочисленных зарубежных коллег по поводу стратегических путей достижения корпоративных целей в виде максимального извлечения ценностей из ресурсов корпораций, в том числе интеллектуальных.

Отметим, что его анализ не полон, т. к. не учитывает достижения всех ученых, работавших в данной сфере, в частности советских. В наши задачи не входит дополнить его обзор публикациями советского периода, однако возьмем смелость высказать несколько соображений о стратегических советах Рууса для менеджеров корпораций, которые используют интеллектуальные ресурсы.

Фактически Руус сосредоточился на трех основных моментах: стратегии корпорации, ценности деятельности и способах измерения этой ценности, поэтому и мы остановимся на данных вопросах.

Хотя Руус и критикует менеджмент фирмы Enron, он не смог предсказать глобальный кризис. А сейчас многие говорят, что данный кризис был спровоцирован именно стратегическими аналитиками, которые создали модель, позволяющую надуть виртуальный пузырь на основе интеллектуальных активов.

Современный кризис заставляет вернуться к идеям классиков о периодичности развития и неизбежности кризисов, и критически взглянуть на рыночную стихию как на универсальный регулятор. Турбулентность является таким же нормальным состоянием, как и устойчивое развитие, и именно так к ней необходимо относиться. Тогда сами кризисы будут проходить более спокойно и последствия их будут менее впечатлительны.

Автор приводит в качестве примера бухгалтерскую систему фирмы Enron, в которой не соблюдались положения теории измерений и теории стоимости, и которые привели ее к краху. На наш взгляд, в данном примере теория измерений не причем, а вот то, что аналитики фирмы не учитывали критерии экономической безопасности состояния фирмы, то это очевидно. В противном случае они бы дали сигнал об опасном приближении значений показателей к неприемлемой величине. Если мы используем некоторые идеальные конструкции в некотором виртуальном мире как удобные отображения событий в действительности, то должны создать соответствующий виртуальный язык, т. к. слова из действительного мира не могут описывать процессы, протекающие в виртуальном мире. Например, в соответствии с теорией определений нельзя применять отрицательные определения, в частности, «нематериальные активы» [2].

Если мы хотим рассматривать стратегические проблемы, то не должны их смешивать с тактическими задачами, которые заведомо имеют общие решения. Например, мы не должны использовать как синонимы слова активы, ресурсы, капитал и т. п. [2]. Увеличение прибыли или создание стоимости не надо рассматривать как стратегии, они относятся к тактическим задачам. Стратегической проблемой является только одна - экономическая безопасность корпорации. При этом на достаточно долгосрочном периоде, а отсюда следует, что не максимум прибыли в текущем году является показателем деятельности корпорации.

Поэтому в виртуальном стратегическом пространстве должно быть только одно расстояние, которое необходимо измерять – расстояние до опасных (неприемлемых значений) состояний объекта. Отсюда не следует, что этот показатель должен быть одномерным. Наоборот, он должен иметь структуру и состав, причем и состав и структура могут быть достаточно сложны, но при этом обозримы, для того, чтобы понимать причины изменения показателя. Мы четко должны разделять такие показатели как результативность, эффективность и полезность.

Кроме теории измерений и оценки необходимо применять положения теории информации и теории точности. В частности, теория информации дает ответы на то, какие из измеряемых свойств являются информативными свойствами, а теория точности позволяет ответить на вопрос о выборе статистически управляемого параметра.

Так как публичные корпорации являются коллективно управляемыми объектами, то процесс принятия решения должен быть прозрачным для всех заинтересованных лиц (акционеров, инвесторов, власти, аудиторов, аналитиков), а не только менеджеров.

При этом, так как для объекта можно построить несколько виртуальных моделей, отражающих взгляды различных аналитиков, то исходные данные по объекту должны быть публичными, а их минимальный набор должен быть зафиксирован в нормативном документе.

Обычно при разработке некоторой измерительной системы используют некоторые идеализированные конструктивные определения для свойств, которые хотят измерить. Например, такой мерой является термометр, с помощью которого измеряют температуру тела, как среднеквадратическую скорость его точечных частиц. Такая мера обеспечивает объективный стандарт, для которого можно искать показатели.

В тех областях деятельности, где нет возможности использовать физические шкалы, строят идеализированные знаковые шкалы для отображения состояний объекта, которые по убеждению субъекта связаны между собой примерно, таким образом, как связаны сами знаки. А это уже качественные и субъективные отношения, которые можно только оценивать, но не измерять, т. к. они базируются не на объективных связях.

Вряд ли можно согласиться с выводами автора, что «Подход с позиций интеллектуального капитала в своем современном виде представляет крупный вклад в развитие стратегии, особенно в организациях с высокой зависимостью от интеллектуальных ресурсов или от ресурсов, классифицируемых как нематериальные. Очевидно также, что некоторые из основных современных управленческих проблем (например, как управлять компонентой будущей стоимости акционерного капитала) могут быть решены с помощью сочетания базового подхода с позиций интеллектуального капитала, концепций стратегической логики и конкурентного преимущества, комбинируя их с одной из разновидностей аксиологических измерительных систем, разработанных для измерения и оценки интеллектуального капитала».

Сейчас уже видно, что именно нематериальная составляющая капитала стала причиной современного кризиса, и что современные стратеги в крупнейших компаниях не смогли оценить стоимость интеллектуального капитала и вероятность данной оценки. Измерить же данный капитал, на наш взгляд, просто невозможно, если исходить из классической теории измерения.

Они неверно выбрали в качестве цели прибыль, что подразумевается в статье «Проще говоря, конечная цель любой стратегии — получение долгосрочной прибыли, превышающей теоретическую прибыль для идеальной конкурентной среды, а сама стратегия сводится к нахождению источника такой прибыли и ограждению его от конкуренции». На современном этапе развития общества не прибыль является стратегической целью. Основной стратегической целью, на наш взгляд, являются показатели, характеризующие степень доверия к продуценту со стороны общества (потребителей, поставщиков, торговой сети), персонала и власти (государства) [2, 3].

Автор считает, что «Стратегические действия направлены на достижение стратегического соответствия между организацией и ее окружением (гораздо легче продать то, что нужно людям, чем, то, что им не нужно). Румелт с соавторами (Rumelt et al., 1991) указывает, что стратегическая мысль сосредоточена на «препятствиях к устранению аномальной доходности»».

Однако людям много, что нужно, но больше всего им нужно доверие, в том числе в своей экономической безопасности, а это не продается, а продуцируется, поэтому корпорацию необходимо рассматривать как продуцента, продуцирующего продукт, а не товар.

Автор использует концепцию интеллектуального капитала, определяя ее довольно банальным образом «это наука и искусство извлечения максимальной ценности из имеющихся ресурсов и определения самого лучшего способа их применения».

Если доверие как ценность является составляющей интеллектуального капитала, то тогда необходимо уметь его оценивать, в том числе и в денежных единицах. Естественнонаучная теория измерений не оперирует с качественными и субъективными показателями. Интенсивность данных показателей можно только оценивать и этими вопросами занимается теория оценки. Если стратегической целью является доверие, то, как его можно «измерять»? Необходимо признать, что качественные или субъективные данные, даже если они получены с помощью математических (статистических) методов обработки, еще не являются адекватным отображением действительного состояния дел. При этом размерность пространства состояний корпорации никогда не бывает известна и не может быть описана в физической метрике.

Некоторые менеджеры уповают на так называемые экспертные оценки экспертов, однако это опять только некоторые субъективные мнения, которые могут отображать нечто, не имеющее отношения к объективной действительности. Более того, даже если деятельность корпорации удалось описать некоторыми величинами, например расстоянием до опасных состояний, то и тогда метрическая проекция, на которой отображались бы данные расстояния, не давала бы действительной картины, т. к. действительность могла состоять из трехмерного пространства. Если бы мы взяли для анализа трехмерное операционное пространство, то у нас не было бы уверенности, что действительность на самом деле не четырехмерно и т. д. На данное обстоятельство еще в восьмидесятые годы прошлого века обратил внимание К. И. Вальков [4].

С аналогичной ситуацией сталкиваются юристы, когда обсуждают проблему терроризма. Общеизвестен принцип презумпции невиновности, который заключается в том, что пока человек не совершил негативного деяния к нему нельзя применять меры ограничения. Однако террорист смертник при совершении теракта устраняет сам себя. Поэтому некого судить. Более того, он может устранить и самого судью, тогда уже не будет и того, кто будет судить. В этой связи принцип презумпции невиновности необходимо рассматривать как динамический принцип. Динамический принцип предусматривает учет не только фактического состояния субъекта, но и первую и вторую производную от этого состояния, что позволяет определить психическое состояние субъекта в виде не только подготовки к теракту, но и намерения субъекта совершить его.

По аналогии можно рассматривать рыночную стихию не как принцип презумпции универсального регулятора, а как естественный процесс, обладающий опасной турбулентностью, у которой необходимо уметь рассчитывать не только ее координаты, но и первую и вторую производные для того, чтобы не приближаться к ней на опасное расстояние. В этой связи универсальные стратегические советы Рууса, на наш взгляд, можно рассматривать как некоторые высказывания очередного зарубежного гуру от экономики в виде локальных тактических способов, которые страдают методологическими и стратегическими ошибками системного характера.

Литература


[ он-лайн обсуждение ]




Статья опубликована в журнале "Стратегический менеджмент":

    Нестеров А.В. Некоторые соображения о стратегии Йорана Рууса // Стратегический менеджмент, 2009. - №1.

    В публикации высказываются критические замечания к статье Йорана Рууса "Интеллектуальный капитал и стратегия: основные принципы современного руководителя", опубликованной в №2 журнала "Стратегический менеджмент" за 2008 г., с точки зрения российской научной школы.

    Ключевые слова: стратегия, интеллектуальный капитал, теория измерений, экономическая безопасность

В журнале "Стратегический менеджмент" №2 за 2009 год опубликована статья Йорана Рууса - "Ответ на статью профессора А.В. Нестерова "Некоторые соображения о стратегии Йорана Рууса"


Статьи д.ю.н. Нестерова А.В. на сайте LABRATE.RU :




Союз образовательных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Библиотека LABRATE.RU. Правила копирования и цитирования материалов сайта, форума, электронных рассылок. Размещение кнопок и баннеров.

Занимаетесь спортом? купить коньки