Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU
©  Он-лайн библиотека оценщиков LABRATE.RU, 2002-2008
©  Нестеров Анатолий Васильевич, 2008
Original article: http://www.labrate.ru/articles/nesterov_article_2008-2_six_myths_about_knowledge_society.htm



Лабрейт.Ру рекомендует

[ он-лайн обсуждение ]

Нестеров Анатолий Васильевич Шесть мифов об обществе, построенном на знаниях

©  Нестеров А.В., 2008

Считается, что на современном этапе развития общественных отношений существуют три основные движущие силы: глобализация в виде открытости экономик и международной конкуренции, увеличение скорости всех мировых процессов, что порождает неопределенность и непредсказуемость, и, наконец, знания стали стратегическим капиталом. Считается, что термин «экономика знаний» ввел Ф. Махлуп (1958 г.).

Однако необходимо отметить, что знания всегда были силой, только элиты их старательно закрывали, а современный мир не знает ни одного государства, которое было построено только на знаниях. Поэтому выскажем следующую мысль. Общество не может быть построено на знаниях, оно должно содержать взаимоуравновешанные компоненты: вещественную, материальную (энергетическую) компоненты и компоненту, которую называют знания. Государства, которые не имеют своих ресурсов (вещественных и энергетических), все равно вынуждены их покупать, т.к. «знания» не могут существовать без вещественных и материальных носителей. «Знания» только модулируют вещественные и материальные объекты. Насколько хорошо осуществляется данная модуляция? И с помощь ли знаний осуществляется данная модуляция?

В этой связи, на наш взгляд, можно выделить следующие три основные движущие силы в современном мире. Мир был, есть и долго еще будет не достаточно определенным и предсказуемым, однако скорость стационарных процессов действительно увеличиваются, при этом увеличиваются и скорости переходных процессов, т.е. ускорения. Наша эпоха стала эпохой стационарных перемен. Поэтому одной из основных сил стали сами перемены.

Естественный мир всегда был глобальным, а люди построили границы и разделили его на государства. Поэтому второй естественной силой является тяга общественных отношений к открытости.

Третьей основной силой является конкуренция, ибо мир устроен так, что там, где есть динамическая среда – есть неоднородность (индивидуальность), там, где есть неоднородность, есть движение устранить эту неоднородность. А это приводит к непрерывному взаимно противоречивому процессу появления неоднородности и стремления среды устранить ее.

Таким образом, мы выделяем три основных категории динамических процессов, для описания которых необходимы 1) значения не только положения объекта, но и скорости и ускорения; 2) снятие ограничений в геометрическом, в том числе околоземном пространстве; 3) наличия в пространстве принадлежности справедливой конкуренции.

Термин «знания» является общесистемным, поэтому разные авторы используют его в различных смыслах, и, как правило, без его определения. Для того чтобы понять, что такое знание, необходимо начать с отражения. Появление неоднородности в среде сразу приводит к появлению отражения данной неоднородности в среде. Если отражение появляется в разуме человека, то оно может отобразиться на каком-либо отчуждаемом носителе. Данное отображение еще называют данные.

Считается, что данные бывают двух видов: интуитивные и явные, которые в свою очередь делятся на декларативные и процедурные данные. Известно также, что разные люди могут извлечь из одних и тех же данных разный объем информации. Как правило, это извлечение происходит с помощью процедурных данных (инструкций). В математике это называется интерполяция. Если Вы знаете, координаты двух точек и уравнение, связывающее их, то можете получить как угодно большое количество координат точек между ними. Однако для того, чтобы использовать инструкцию, нужна другая инструкция и т.д. К счастью человек обладает таким свойством, что может действовать без инструкции. Правда при этом не всегда достигает искомого результата. В этой ситуации ему помогает информация, которая у него имеется и которую он извлекает из исходных данных.

Мы разделяем процедурные данные на инструкционные данные, информационные данные и мотивационные данные. Если декларативные данные отвечают на вопрос «что», то инструкционные данные отвечают на вопросы «когда, где и как». Информационные данные отвечают на вопрос «почему». Мотивационные данные отвечают на вопрос «зачем». Таким образом, информация это используемые имеющиеся процедурные данные для принятия решения, в виде выбора способа действия, который приближает человека к искомой цели. Если же у человека нет инструкции или информации, то тогда он для принятия решения, как правило, использует мотивацию.

Мотивация базируется на знаниях – таких данных, которые позволяют человеку детонировать (порождать) новые данные, которые отсутствуют в исходных (имеющихся) данных. В математике подобные действия называют экстраполяция. Таким образом, знания – это данные, которые могут позволить человеку создавать новые (неизвестные) данные и которые позволяют ему увеличивать вероятность приближения к цели.

Автоматизация деятельности подразумевала уменьшение издержек на трансакции для рутинных операций, выполняемых по инструкции. Наличие слабо формализуемых задач привело к рассмотрению процедурных данных (инструкций) как объектов. При этом, чем мощнее функционал, тем больший объем информации можно извлечь из исходных данных. Однако эвристические способы по-прежнему играют большую роль.

Кроме того, порождать новые данные (объекты) такие системы не могли и не могут, т.к. это пока привилегия человека. Таким образом, если человек хочет быть креативным, то он должен накапливать не только декларативные и процедурные данные, но и детонационные данные, которые могут порождать, в том числе, данные о будущем состоянии какого-либо объекта. В последнее время стало развиваться направление в прогнозировании, которое получило название форсайт.

В этой связи, когда мы говорим об обществе (фирме), базирующихся на знаниях, то подразумеваем, что они имеют в своем распоряжении множество носителей, которые в плановом порядке занимаются созданием нового (инновациями). Носители знания (креативные люди) должны знать, что такое детонационные данные и уметь разрабатывать и применять инструкции и эвристики, которые позволяют искать пертинентные (соответствующие потребности) данные и извлекать как можно больше информации из имеющихся данных, а также создавать информационные условия для возникновения инсайта и детонации новых данных.

Инсайт связан с интуитивными (неявными) знаниями. На наш взгляд, с категорийной точки зрения пересечение двух категорий: свойства интуиции и свойства совершать процедурные действия, основанные на процедурных данных, создают категорию – свойство навыка (совершать неосознанные индивидуальные и стабильные действий). Пересечение категорий декларативных и процедурных данных образует категорию приема (привычки) - осознанно заученных, но затем выполняемых автоматически действий-операций. Пересечение категорий интуиции (неявных данных) и декларативных данных определяет категорию творческого продукта (творческих данных). Совокупность процедурных данных, данных, на основе которых выполняются приемы и осуществляются навыки, составляет данные, которые определяют мастерство. Совокупность инструктивных и информационных данных определяет умение. Исходя из этого, к креативности можно отнести свойство человека, базирующегося на интуитивных, творческих данных и данных, определяющих навыки. При этом креативности можно учить только по двум составляющим, в которые не входит интуиция, которая в данном случае проявляется как талант.

Отражение человек может получать в виде отражения внешнего и внутреннего мира, при этом отражение внутреннего мира он может получать двумя путями: умственным и сверхестественным (интуитивным). Внешнее отражение он получает с помощью чувственных данных, обобщенных (логических) данных и целевых данных.

Теперь перейдем к мифам об обществе на основе знаний. К ним относятся следующие мифы. 1. Знания легко копируются и распространяются со скоростью интернета. 2. При обмене знаниями знания увеличиваются. 3. При продаже знания оно все равно остается у продавца. 4. Знание не исчезает, даже если его украдут. 5. Знания можно передавать дистанционно и бесконтактно. 6. Более важными являются фундаментальные знания.

В восьмидесятые годы существовала уверенность, что инженеры по знаниям построят экспертные системы, которые будут работать на основе отчужденных знаний экспертов. Однако было установлено, что часть знаний экспертов не удается отчуждать, даже если они этого очень хотят. Сначала отметим, что творческий продукт есть частный случай интеллектуального продукта. Продукт творческой деятельности состоит из неотчуждаемого результата, неотчуждаемого процесса и неотчуждаемого творческого окружения. Сам продукт можно рассматривать как объект, состоящий из носителя, предмета и коммуниканта в виде отношения среды к объекту. В этой связи, возможно отчуждение только носителя (отображения) и прав на предмет объекта (охраняемые результаты интеллектуальной деятельности). Поэтому для получения неотчуждаемого знания в виде процесса, государства и фирмы переманивают лучшими условиями носителей этих процедурных знаний. Еще сложнее отчуждать знаниевое (творческое) окружение в виде коллектива носителей коллективного полевого (сетевого) знания. Таким образом, знания плохо копируются (отчуждаются), а то, что легко копируется, не является знаниями. Переманивание носителей знания некоторые юристы стали рассматривать как действия, наносящие ущерб.

Считается, что если два человека обменялись идеями, то у них появились две идеи. Действительно объем декларативных данных увеличился вдвое, но далеко не каждая идея приводит к принятию решения, которое приближает человека к искомой цели. Даже наоборот, она может уменьшить вероятность достижения цели. Что широко используется в конкуренции.

В соответствии с Д. Стиглицем знания нельзя продавать по частям, т.к. это приводит к раскрытию знаний продавца. Поэтому крупные конкурирующие фирмы вступают в альянсы и продают друг другу знания, но на основе доверия. Действительно определенная степень контролируемого доверия обязательно должна быть на рынке, что бы он не «рухнул», и не уничтожил конкурентов. Общество, государство и сами конкуренты заинтересованы в добросовестной конкуренции. Однако это не имеет отношения к продаже знания по частям. Современные процессы показывают на необходимость разделения труда. Никто не может самостоятельно осуществлять процессы с наибольшей эффективностью. Поэтому развивается аутсорсинг и продажа знаний, но при этом приходится раскрывать часть этих знаний, т.е. передавать ноу-хау или инновации, защищенные иным способом. При этом всегда остается закрытым системное знание, а передается только локальное знание и, как правило, после завершения его роста. Таким образом, при продаже знания, проданное знание фактически уже не нужно продавцу, т.к. оно для него не актуально. Продавец в этот момент уже имеет новое и актуальное знание, которое и эксплуатирует для создания нового продукта. Покупатель, покупая такое знание, обрекает себя на отставание. Поэтому лучшей стратегией является создание собственных знаний и запуск механизма воспроизводства знаний.

Существует мнение, что знания должны быть открытыми, т.к. это дает наибольшую пользу открытому обществу. Считается, что если ты взял у общества часть открытых знаний и создал на их основе новое знание, то должен вернуть это знание обратно обществу. Однако в реальности основной массив знаний является закрытым или охраняемым государствами. При этом фирмы в первую очередь защищают именно секретные интеллектуальные результаты (ноу-хау). Это связано с тем, что существуют негативные явления в обществе, которые выражаются в наличии фальсификаторов и контрафактников («пиратов»), которые копируют инновационные товары без затрат на инновации, чем наносят существенный ущерб инноваторам. Отсутствие защиты знаний уменьшило бы эффективность фирмы или государства и общества в целом [1]. Необходимо отметить, что многие субъекты хотят получать знания, но не могут это сделать по причине существования высокого экономического уровня доступа к знаниям. Поэтому должны существовать дифференцированные цены на один и тот же товар-знание для разных категорий субъектов. Более того, мировое сообщество должно выравнивать условия доступа к знаниям в глобальном смысле. Вспомним, что можно накормить рыбой бедного, но можно дать ему удочку и сказать когда, где и как ловить рыбу, рассказать, почему ловится рыба и он сам сделает удочку. И, наконец, объяснив ему, зачем это надо делать (передав знания), он сам сможет придумывать новые удочки.

Считается, что можно передавать знания при обучении дистанционно и бесконтактно. Однако так можно передать только декларативные и инструктивные данные, которые знанием фактически не являются. Знания передаются только в процессе взаимодействия учителя и ученика, а также в процессе взаимодействия учеников в обучающей среде (коллективе, школе). Однако и в этом случае ученики будут получать только информационные данные на учебных примерах. Поэтому хорошо, если учитель будет принимать участие в детонации знаний и привлекать к данному процессу учеников. Тогда ученики смогут научиться мотивации, действительно получить знания и понимать, что такое детонационные данные. К сожалению, существует и субъективный фактор при передаче знания. Если ученик не способен и/или не хочет получать знания, то заставить его это делать очень сложно или невозможно. Поэтому мотивация и знания сильно связаны. Вопрос «зачем» так же связан с оценкой «сколько» и «справедливо ли», т.е. со свойством коммуникации. В этой связи, при передаче знаний важной составляющей является коммуникация и мотивация. Таким образом, передача знаний не есть копирование знаний, а расход интеллектуальных ресурсов субъектов, принимающих участие в процессе передачи.

Следующим мифом является разделение знаний на фундаментальные и прикладные знания. В [1] поднят важный вопрос об оптимальном соотношении открытости науки (научного знания) и прав на интеллектуальную собственность. Однако знания состоят не только из научных знаний, а права на интеллектуальную собственность еще охватывают промышленные образцы и средства индивидуализации. Считается, что в мире существует только пять стран, способных вести фундаментальные исследования, и это аргументируется тем, что получить фундаментальные знания можно, только затратив очень большие деньги [2]. Однако реальное продуцирование знаний показывает, что ограничением сейчас являются не деньги, а идеи. Вспомним персональный компьютер, интернет, мобильный телефон. Тем не менее, если власть рассматривать как сопродуцента знаний, то она должна осуществлять финансирование центров, в которых детонируются стратегические знания, а также создавать экономические условия, препятствующие «утечки мозгов». Современное знание едино и его нельзя делить по ведомственным или другим признакам. Однако, действительно не сконцентрировав на определенных направлениях большие ресурсы нельзя быстро получить практические инновационные результаты. Даже очень развитые страны не могут детонировать знания по всему спектру знаний и поэтому приобретают их на стороне. Мир и в научном плане многополярен. Интересную мысль высказал В. М. Капустян. Попов, Тесла, Белл, Эдисон и другие прогрессоры стали инноваторами не по заказу и без поддержки власти. Наоборот они встречали сопротивление. Сегодня ничего не изменилось. Однако деятельность авторов не знает границ, т. к. она есть вид свободного творчества человека. К сожалению, очень большая часть научных публикаций России отражает не теоретический или экспериментальный характер науки, а наблюдательно-классификационный.

Теперь вернемся к модуляции вещественных и материальных носителей. Продуцирование продуктов осуществляется продуцентами, а потребляется потребителями, поэтому потребители являются сопродуцентами продуктов. Среди сопродуцентов можно выделить еще власть. Таким образом, инициаторами продуцирования являются продуценты, потребители и власть. Каждый из них продуцирует свой продукт, но любой продукт как объект представляет собой носитель, предмет и коммуникант, где предмет есть то, что модулируется, а коммуникант есть свойство, характеризующее отношение (оценку) элементов среды к продукту. Продуцирование номинальных продуктов (модуляция носителя) осуществляется с помощью документированных данных (декларативных, инструктивных и информационных). При этом чем больше глубина обработки носителя, тем более ценным становится продукт. Таким образом, модуляция носителя при продуцировании продукта фактически осуществляется с помощью информации, а не знания. Знания используются для модуляции нового продукта. Точно так же детонация собственно знания, как продукта детонационного действия, представляет собой фиксацию нового способа модуляции.

Однако не только новый способ модуляции определяет эффективность субъекта, но и отношение к нему других субъектов среды. Если они признают его полезным и справедливым, то тогда он может попасть в успешный и устойчиво эволюционный ряд новых продуктов. А так как мы живем в реальном (материально-вещественном) мире и природа рассматривается как естественный сопродуцент продуктов потребления, то любое продуцирование должно соответствовать не только требованиям эффективности, но и безопасности, в частности экологической.

В конечном итоге знания всегда рассматривались как конкурентные преимущества. Однако не только знания определяют конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества можно рассматривать как некоторое превышение некоторых значений показателей субъекта по сравнению с показателями другого субъекта, среднестатистического обобщенного субъекта или отставание от значений показателей некоторого идеального субъекта (цели). При этом наличие данных преимуществ может быть действительным или мнимым, т.к. наличие преимуществ не всегда приводит к успеху (вспомним ресурсное проклятие). Кроме того, необходимо различать действительные, возможные и потенциальные преимущества, где возможные преимущества есть класс преимуществ, в котором хотя бы одно преимущество было действительным, а одно - нет. Потенциальные преимущества есть класс преимуществ, в котором, хотя бы два преимущества были действительными, и хотя бы одно преимущество не приводило к успеху.

Далее вспомним, что одним из основных факторов в современном мире являются перемены, которые требуют высоких скоростей и ускорений от субъектов. Однако достичь высокой скорости субъекта в реальном мире, имеющем ресурсные ограничения, нельзя без наличия необходимой мощности, а достичь необходимого ускорения субъекта в переходном процессе можно только при наличии достаточной приемистости (динамической мощности).

Система показателей конкурентных преимуществ конкурента, на наш взгляд, должна состоять из трех подсистем, характеризующих: конкурента, внешнюю среду (нишу) и цель. Подсистема конкурентных преимуществ конкурента должна отображать следующие объективные свойства: внутреннюю среду, граничные условия и входы (ресурсы, управление и требования) конкурента как продуцента.

Выбор конкретной системы показателей конкурентных преимуществ зависит от вышеизложенных данных и представляет достаточно сложную и не тривиальную проблему, которая должна решаться конкретным субъектом.

Далее отметим девять свойств организации (фирмы), которые на наш взгляд, являются основными. 1. Управление изменениями. 2. Сотрудничество с другими для продуцирования. 3. Полная цепочка глубокой модуляции входов при эффективном продуцировании продукта. 4. Конкурентные преимущества как сбалансированная система: 1) безопасности, качества и количества продукта; 2) качества человеческого ресурса; 3) качества институциональной среды. 5. Гибкая структура продуцирования. 6. Сетевая структура управления. 7. Успех как капитализация. 8. Фактор развития как инновации. 9. Фактор роста как разделение труда. В свою очередь, среди свойств индивидов, входящих в фирму, можно отметить: способность к обучению, многофункциональность, сотрудничество в коллективе.

Заключение

В заключение отметим, что данные, с помощью которых мы фиксируем на отчуждаемом носителе некоторые отображения, несут не только декларативные данные, но и процедурные данные (инструкции), с помощью которых мы можем извлекать информацию, при этом объем этой информации в количестве данных может быть больше, чем объем исходных данных. Кроме того, данные могут содержать знания, т.е. такие данные, с помощью которых мы можем извлекать без инструкций из исходных данных данные, которые в них отсутствуют (детонировать, порождать новые данные). Поэтому так называемые экспертные системы фактически являются только диагностическими системами, на основании данных (информации), которые они представляют, человек принимает решение. В этом смысле экономика, базирующаяся на знаниях, в конечном итоге базируется на креативном человеческом потенциале детонировать новое [3].

Литература


[ он-лайн обсуждение ]


Статьи Нестерова А.В. (д.ю.н., профессор ГУ ВШЭ) на LABRATE.RU :




Союз образовательных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Библиотека LABRATE.RU. Правила копирования и цитирования материалов сайта, форума, электронных рассылок. Размещение кнопок и баннеров.