Он-лайн библиотека оценщика LABRATE.RU
©  Он-лайн библиотека оценщиков LABRATE.RU, 2002-2008
©  Нестеров Анатолий Васильевич, 2006
Original article: http://www.labrate.ru/articles/nesterov_article_2006_about_standartization.htm



Лабрейт.Ру рекомендует

[ он-лайн обсуждение ]

Нестеров Анатолий Васильевич О стандартизации



©  Нестеров А.В., 2006

Стандартизация как институт консенсуального упорядочения отношений продуцентов, потребителей и власти имеет большое значение. Статья посвящена обсуждению некоторых вопросов проекта Концепции развития национальной системы стандартизации. Журнал Компетентность, 2006, N3

В соответствии с [1] при разработке концепции развития системы национальной стандартизации приняты общепризнанные в мировой практике принципы и подходы:

  • добровольность применения национальных стандартов Российской Федерации и обязательность соблюдения их требований при принятии решения об их использовании;

  • максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

  • применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов Российской Федерации за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным, вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

  • недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнение работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

  • обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;

  • открытость процессов разработки стандартов;

  • обеспечение доступности стандартов и информации о них для пользователей;

  • однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, излагаемых в национальных стандартах;

  • прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты и содействие научно техническому прогрессу;

  • применение национальных стандартов в контрактных отношениях между изготовителем и потребителем.

Декларация данных принципов накладывает определенные ограничения в виде системы требований на стандартизацию в России, в частности на информационное обеспечение по стандартизации. Ведение фонда национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию».

В настоящее время в состав фонда документов национальной системы стандартизации входят национальные стандарты и стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Федеральный закон “О техническом регулировании” исключил из состава документов по стандартизации отраслевые стандарты. Вместе с тем, количество и значение отраслевых стандартов для производителей остаются весьма существенными. Концепция предусматривает необходимость сохранения положений и требований целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности. К сожалению, в Концепции не определено отношение к тому, в каких сферах (отраслях) применяются национальные стандарты. Действие ФЗ РФ «О техническом регулировании» не распространяется на государственные образовательные стандарты, стандарты о бухгалтерском учете, стандарты аудиторской деятельности и т. д. по тексту. Однако, т. к. глава 3 данного закона регламентирует стандартизацию как таковую в России, то данное исключение выглядит как некоторая тактическая уступка той терминологической «неразберихи», которая существует в законодательстве России в данной области. Если законодатель использует термин «стандарт», то он должен учитывать нормы законодательства о стандартизации. Основным законодательным источником сейчас является вышеуказанный закон. Проект ФЗ РФ «О стандартах государственных услуг» [2], который должен регламентировать принятие стандартов государственных услуг, в виде обязательных требований нарушает принципы стандартизации. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с данным проектом стандарты государственных услуг не входят в систему национальных стандартов. Возникает вопрос. Какой статус будет у данных стандартов и можно ли их называть стандартами? Как следствие игнорирование разработчиками Проекта знаний в области стандартизации привело к тому, что самой краткой статьей в Проекте стала ст. 12, где сформулированы требования к форме стандарта государственной услуги. Без многостраничного подзаконного акта данная статья не имеет смысла.

Федеральный закон РФ “О техническом регулировании” установил взаимосвязь технических регламентов и национальных стандартов. Учитывая, что стандартизация осуществляется, в том числе в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности и содействия выполнению требований технических регламентов, поэтому в Концепции отмечена необходимость максимально использовать широко применяемые в промышленности и товарообороте национальные стандарты в качестве доказательной базы соответствия продукции требованиям технических регламентов. Т. Зворыкина [3] отмечает, что правовой основой установления требований к услугам в новом законодательстве являются национальные стандарты, а система стандартизации для услуг должна иметь два уровня: технические регламенты и их доказательную базу – национальные стандарты. Действительно, во многих случаях процессы оказания услуг могут содержать опасность для услугополучателя, так и услугодателя, поэтому необходимы технические регламенты на процессы оказания услуг, а не только на процессы, связанные с продуцированием продукции.

Также, к сожалению, в Концепции практически не уделено внимание стандартизации услуг, а на международном уровне стандартизация услуг начинает выходить на первое место. Мы же можем отметить, что до сих пор не существует однозначного понимания различия между стандартом на процессы оказания услуг и стандартом на процессы обслуживания. В качестве примера укажем на Проект концепции ФЗ РФ «О стандартах государственных услуг». А между ними существует коренное отличие, т. к. один относится к услуге, а другой к сервису, естественно, если мы различаем такие явления как услуга и сервис.

Генеральный секретарь ИСО А. Бридан в журнале «Стандарты и качество», 2005, № 2 отметил, что “поскольку мы осваиваем новые территории, например, сектор услуг, то нарастает потребность в сходимости информационных и коммуникационных технологий, сопровождение научных прорывов с помощью стандартов…”. Международная организация стандартизации сформулировала семь стратегических целей ИСО:

  1. разрабатывать многоцелевую систему глобально применимых и согласующихся международных стандартов;

  2. обеспечить участие заинтересованных сторон;

  3. повысить компетентность и продуктивность участия развивающихся стран;

  4. быть открытым к партнерству для эффективной разработки международных стандартов;

  5. содействовать применению добровольных стандартов в качестве альтернативы или поддержки технических регламентов;

  6. оставаться признанным поставщиком международных стандартов и руководств, связанных с оценкой соответствия;

  7. использовать эффективные процедуры и механизмы для разработки всего диапазона взаимосвязанных продуктов стандартизации.

Мировое сообщество рассматривает стандарты, как инструмент, обеспечивающий не только технические связи, но и социальные, организационные и информационные связи во всей цепи продвижения продукции и услуг от поставщиков (продуцентов) до потребителей (использователей, пользователей), а также на всех этапах жизненного цикла продукции и услуг. Кроме того, стандарты являются механизмом, обеспечивающим баланс интересов продуцентов продуктов, получателей и органов власти.

В этой связи интересные результаты исследования приведены В. А. Тупченко в [4]. Предметом его исследования является совокупность отношений, возникающих в процессе социально-экономической стандартизации, организационные, экономические и правовые вопросы в области формирования и использования стандартов как инструмента развития сферы государственных услуг. Автор отделяет сферу государственных услуг от бюджетной сферы и социально-культурной сферы. Он разработал классификацию государственных услуг по шести критериям: платности, в отраслевом разрезе, по целевой направленности, по степени персонификации, по источникам возмещения стоимости, по уровню бюджетной компенсации. Кроме того, он представил концептуальные основы социально-экономической стандартизации, включающие уточненное определение стандарта. Автор считает, что при оказании государственных услуг в процессе труда создаются не потребительские стоимости, а нематериальные блага, что позволяет ему отнести сферу государственных услуг к непроизводственной сфере.

Трансформацию взглядов специалистов по стандартизации по поводу распространения принципов стандартизации на все сферы жизнедеятельности можно проследить сравнив ГОСТ Р 1.12 – 99 и ГОСТ Р 1.0 – 2004. В соответствии с ГОСТ Р 1.12 - 99 [5] стандартизация есть деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредствам установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Однако в ФЗ РФ «О техническом регулировании» стандартизация уже рассматривается как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. В соответствие с [5] стандартом признается нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области. В [5] также дано определение стандарта на услугу, в частности, это стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг с тем, чтобы обеспечить соответствие услуг их назначению. Стандарты могут быть разработаны на материальные и социальные услуги. Однако в ФЗ РФ «О техническом регулировании» под стандартом уже понимается документ, котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Соответственно в ГОСТ Р1.0 – 2004 стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для однородных услуг или для конкретной услуги в части ее состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуг. Таким образом, стандартизация на социальную сферу не распространяется. Обратим внимание, что в данном стандарте раскрывается сущность требований, именно к деятельности по оказанию помощи и принесения пользы и тем самым раскрывается сущность услуги как ее понимают специалисты по стандартизации. Основные положения стандартизации в России представлены в [6 – 9].

Понятие стандартизации иногда трактуют расширительно, вкладывая в этот термин смысл – установление любых норм (нормирование), например, в так называемых социальных стандартах, или пытаются заузить понятия стандартизации путем утверждения, что стандарт это совокупность требований на продукцию. Например, В. Синюгин в своей книге «Искусство реформирования» пишет: «Принципиально важно, имея в своем распоряжении стандарты, изменить подход к социальным вопросам: например, мы должны платить пенсию гражданам исходя не из того, сколько денег случилось в бюджете, а исходя из стандарта, определяющего достойную жизнь пенсионера». Далее он отмечает, что «Стандарты отвечают на вопрос о соотношении должного и возможного».

По определению Международной организации по стандартизации стандартизация представляет собой процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

При всем уважении к ИСО данное определение вызывает чувство неудовлетворенности и как любое научное определение может быть опровергнуто (уточнено), в отличие от религиозных определений, которые всегда верны. Возникают несколько вопросов. Зачем стандарт называть правилом, почему цель – упорядочение, когда есть еще одна цель (достижение…. экономии), и для каких областей это справедливо?

Обычно объектами стандартизации в какой-либо производственной области являются продукция, работы, услуги, процессы. Однако термин стандартизация используется и в непроизводственных сферах, поэтому для обозначения объекта стандартизации лучше применять термин продукт деятельности людей, в том числе, в рамках организаций (предприятий). Неслучайно произошла замена термина «стандарт предприятия» на «стандарт организации». В свою очередь, данный продукт (продукт продуцирования) можно рассматривать как триединую совокупность отчуждаемого результата (продукции), процесса продуцирования и элементов среды продуцирования.

Необходимо признать, что стандарт это все-таки не только правила, по которым создаются, принимаются и используются стандарты, т. е. описания (процедуры) процессов деятельности людей, но и совокупность дозволений, ограничений и запретов в виде совокупности требований к данным процессам. Сами же процессы входят в продукт продуцирования, поэтому в общем случае в стандарты должны входить требования на продукты (отчуждаемые результаты (продукцию), процессы продуцирования и элементы среды продуцирования).

Целью стандартизации естественно не является упорядочение, которое фактически является средством достижения цели – экономическая (политическая, социальная, либо другая) польза, в противном случае стандартизация бессмысленна. И, наконец, последний вопрос, почему именно документ называется стандарт, а не порядок, норматив и т. п.? Потому, что он содержит именно стандартные требования, а не упорядоченные или нормативные.

В этой связи, необходимо определить, что такое стандартные требования к продукту. Человек в своей жизнедеятельности имеет дело с совокупностями, которые можно характеризовать как совокупности во времени (поток или множество состояний одного элемента во времени); совокупности в геометрическом пространстве (массив элементов); совокупности элементов в универсе или другом элементе (логическое множество).

Человеку сложно взаимодействовать с большим многообразием элементов, поэтому естественно возникает задача уменьшения разнообразия как продуцируемых, так и потребляемых им продуктов.

Потребители продуктов заинтересованы не только в определенном многообразии продуктов, но и в ограничении многообразия некоторых потребительских свойств данных продуктов. Стандартизация позволяет выделить или ограничить набор свойств продуктов, которые должны контролироваться, например, безопасность и функциональная пригодность. При этом данные характеристики должны являться единообразными для любых продуцентов и для любых видов продуктов. Другие характеристики продуктов уже могут быть единообразными только для тех продуцентов, которые в добровольном порядке их принимают. Однако данное упорядочение еще не есть стандартизация. Необходимо, чтобы продукты разных продуцентов могли совмещаться и взаимозаменяться при их потреблении потребителями, т. к. потребитель желает иметь возможность выбора продуцента и продукта. Таким образом, средствами стандартизации являются унификация (рациональное сокращение), совместимость и взаимозаменяемость продуктов разных продуцентов. При этом не запрещено продуцентам вне рамок системы стандартизации применять свои нестандартные элементы (внутренние продукты). Однако, цель стандартизации (польза) заставляет в первую очередь стандартизовать внутренние продукты продуцента. А, учитывая, что стандартные требования на определенных рынках являются барьерами, но добровольными, для доступа на данные рынки, то принятие внешних систем стандартизации становления экономически выгодно продуцентам.

В этой связи к стандартизации, кроме упорядочения, еще относится закрепление в нормативных документах оптимальных (согласованных) требований к объектам стандартизации, а также установление процедур применения данных нормативных документов. Обязательные требования, в частности, по безопасности, закрепляют в регламентах, например, к продуктам производственной среды в технических регламентах. Добровольные требования, например, к качеству продуктов, закрепляют в стандартах. Методы стандартизации также применяются и при регламентации и отражаются в регламентах.

Таким образом, стандартизация есть консенсуальная деятельность всех заинтересованных сторон по установлению, применению и использованию во всех областях жизнедеятельности добровольных стандартов, представляющих собой систему необходимых, достаточных и полных (репрезентативных) требований к продуктам продуцирования, состоящим из триединого множества отчуждаемых результатов (продукции), процессов продуцирования и элементов среды продуцирования, с целью увеличения эффективности безопасного потребления и продуцирования данных продуктов.

Литература

1. Концепция развития национальной системы стандартизации РФ (проект, 2005 г.).

2. ФЗ РФ «О стандартах государственных услуг» (проект, 2005 г.).

3. Зворыкина Т. И. Техническое регулирование в сфере услуг // Стандарты и качество. – 2004. - №5. – С. 44 – 45.

4. Тупченко В. А. Развитие социально-экономической стандартизации в сфере государственных услуг: Дисс. д-ра экон. наук. – М.: 2004.

5. ГОСТ Р 1.12 – 99. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения.

6. ГОСТ Р 1.0 – 2004. Стандартизация в РФ. Основные положения.

7. ГОСТ Р 1.12 – 2004. Стандартизация в РФ. Термины и определения.

8. ГОСТ Р 1.4 – 2004. Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.

9. ГОСТ Р 1.5 – 2004. Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

[ он-лайн обсуждение концепции
стандартизации оценочной деятельности в РФ
]






Статья опубликована в журнале "Компетентность". Реквизиты печатной версии статьи:

    Нестеров А. В. О стандартизации // Компетентность. – 2006. - №3. – С. 2 - 8.




Статьи Нестерова А.В. (д.ю.н., профессор ГУ ВШЭ) на LABRATE.RU :




Союз образовательных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Библиотека LABRATE.RU. Правила копирования и цитирования материалов сайта, форума, электронных рассылок. Размещение кнопок и баннеров.