Консультационно-исследовательский центр интеллектуального капитала Лабрейт.Ру
©  Библиотека Лабрейт.ру, 2010
Original article: http://www.labrate.ru/20101110/stenogramma.htm

реклама на LABRATE.RU        LABRATE.RU - советует

к главной странице все материалы круглых столов ЦЭМИ РАН и КИЦИК Лабрейт.ру

Стенограмма круглого стола
Авторское право на распутье: французский или бразильский выбор, куда пойдет Россия?

ЦЭМИ РАН (г.Москва), 10 ноября 2010 года

[тезисы А.Козырева] [стенограмма] [фоторепортаж] [аудиограмма] [обсуждение КС на Лабрейт.ру] [обсуждение КС в Юрклубе] [подпишись!]

Организаторы круглого стола

Научный совет по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при ООН РАН

Учреждение Российской академии наук  Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН)

ООО «Консультационно-исследовательский центр интеллектуального капитала Лабрейт.РУ» ( КИЦИК Лабрейт.Ру )

[стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [полная стенограмма]




Козырев Анатолий Николаевич адрес начала реплики Ведущий (Козырев Анатолий Николаевич). Как всегда, сначала я поясню порядок ведения нашего круглого стола. У нас ведется запись. Поэтому все говорят в микрофон и обязательно представляются, иначе сложно расшифровывать. Круглый стол у нас – не серия докладов, а настоящий круглый стол. Мы ведем дискуссию, исходя из логики самой дискуссии. То есть сначала будет некоторый затравочный доклад, его сделает Виталий Олегович Калятин, который решил, что может выйти из своего офиса чуть позже и придет сюда соответственно чуть позже. Потом будут вопросы и сама дискуссия. Но до доклада у нас будет две информационные презентации, которые, я думаю, будут полезны для дальнейшего обсуждения, потому что они касаются – одна экономических вещей, другая технических. Чтобы люди понимали, какая цифирь стоит за некоторыми событиями (это первый доклад, его сделает Ваня Неволин), а потом Дима расскажет некоторые технические вещи, которые тоже следует знать, когда рассуждаешь о том, что возможно, а что невозможно в этом мире. Ивану Неволину предоставляется возможность рассказать о том, как движутся некоторые деньги, которые делили, не могли поделить, но, наконец, определились.

Иван Неволин адрес начала реплики Неволин. Здравствуйте, Иван Неволин, ЦЭМИ РАН. Недавно у нас прошла информация о том, что все-таки аккредитовали Российский Союз Правообладателей для получения сборов с оборудования и носителей информации. Давайте все-таки попробуем посмотреть, какой объем может попасть в управление, и кому деньги в каких пропорциях достанутся.

Здесь на слайде (Слайд 2) приведены данные таможенной статистики за 2008, 2009 кризисный год. Даже в не очень удачном 2009-м году объем импорта был на уровне 10 миллиардов долларов. Как видно, довольно существенную часть в структуре импорта занимают телефоны. На слайде плохо видно. Я, пожалуй, кратко озвучу основные позиции. В самом низу самая большая доля приходится на телефонные аппараты, в том числе сотовые. Далее идут электронно-вычислительные машины и их блоки. И третье по значимости – это мониторы и проекторы. Здесь (Слайд 3) более детализированная структура. Мы видим, что телефоны занимают существенную часть – более 40 %, и все-таки есть определенные основания для включения телефонов в перечень. (Слайд 4) По моим оценкам чуть менее 20 % россиян используют свои телефоны для прослушивания, скачивания музыки и прослушивания музыки в потоковом режиме.

Посмотрим на структуру расходов – денежных потоков Российского Союза Правообладателей. Как я уже сказал, сборы на уровне 10 миллиардов долларов… Нет, 10 миллиардов долларов – это импорт, сами сборы – 1 % от этой суммы, - это 100 000 000 долларов США. Для сравнения здесь (Слайд 5) приведены данные для Российского Авторского Общества, которое имеет схожую структуру, - тоже аккредитованная организация, только для управления коллективными правами в другой области. Совет и Авторский совет – это органы схожие по своему функционалу, ну и правление и менеджмент так же можно приравнять к совету директоров. Просто думайте о Российском Союзе Правообладателей как о РАО, они имеют сопоставимые расходы, структуру и доходы. Однако Российский Союз Правообладателей ограничил свои траты 15-ю процентами от собранной суммы. Траты – это расходы, связанные с выплатой и сбором вознаграждения. Но, как мы видим по моим оценкам, данные, представленные на сайте Российского авторского общества, РАО потратило 21 % на собственные нужды, связанные с выплатой вознаграждений.

Встает вопрос, как будет осуществляться распределение денег. Этот слайд (Слайд 6) просто иллюстративный, чтобы вы поняли, с какими трудностями может столкнуться Российский Союз Правообладателей при определении доли, которая приходится на то или иное произведение. Мы здесь видим рейтинг, составленный на основе данных из трех разных источников, это опрос ВЦИОМ за 2009 год. Просили назвать наиболее понравившийся фильм, данные кассовых сборов, отражают походы зрителей в кинотеатр, и продажи DVD. «Тарас Бульба» лидировал по продажам в 2009 году. Как мы видим, разброс может представляться довольно существенным, и не понятно, как оценивать. Хотя, РСП аккредитован именно для осуществления выплаты за вознаграждение, связанное с использованием произведения в личных целях (мне кажется, что «использование в личных целях» все-таки корректнее отражает продажи DVD).

Далее я хочу вам продемонстрировать, сколько могут получить ведущие DVD-издатели. Все-таки популярность фильмов год от года меняется, но сегодня рынок поделен, между крупными издателями, и он более или менее стабилен. Данный слайд (Слайд 7) демонстрирует то, что пользователи в Интернет примерно одинаково интересуются видеопроизведениями и аудиопроизведениями. Поскольку Российский Союз Правообладателей занимается аудио- и видеопроизведениями, то я на них заострил свое внимание. Для оценки вознаграждения DVD-дистрибьюторов я принял все-таки не 50 % сборов, которые должны приходиться на аудиовизуальные произведения, а взял 1/3 (Слайд 8). Далее, издатели аудиовизуальных произведений претендуют на 30 % того вознаграждения, которое подлежит распределению. Я уже упоминал, что Российский Союз Правообладателей может удерживать до 15 % на собственные нужды, еще 20 % Российский Союз Правообладателей может отчислять в специальные фонды для поддержки культуры. Данная оценка, на мой взгляд, представляется оценкой снизу получаемых доходов. Мы видим, что Universal Pictures может рассчитывать на более чем полуторамиллионные доходы ежегодно.

Станислав Шакиров адрес начала реплики Шакиров. Согласно уставу РСП до 60 % - в собственный фонд и до 25% - на свои нужды.

Иван Неволин адрес начала реплики Неволин. Спасибо за уточнение. Это действительно согласно уставу, но позже на собрании совета - это управляющий орган РСП (председатель совета Никита Михалков) - была принята пропорция, что они ограничатся 15-ю % на свои нужды, а отчисления фонды 20-ю. Но Вы совершенно правы, в уставе фигурируют именно такие цифры.

Козырев Анатолий Николаевич адрес начала реплики Ведущий. Спасибо. Если есть короткие вопросы, то задайте. Если нет, то заслушаем второй доклад (тоже информационный). Нет вопросов, тогда Дмитрий Павлович Пигорев.

Дмитрий Пигорев адрес начала реплики Пигорев. Здравствуйте, дорогие слушатели. Меня зовут Дмитрий Пигорев, я представляю ЦЭМИ РАН. Я продолжу тематику предыдущего докладчика, посвященную системе сбора и последующего распределения средств, собранных с чистых носителей. Я сформулировал следующие принципы, согласно которым должна быть сформирована система по распределению доходов, собранных от чистых носителей и оборудования, и в будущем я предполагаю, что эта система будет распространяться на интернет-провайдеров. Я считаю, что необходимо поддерживать культурное многообразие, следует стремиться не давать монополии захватить наш рынок культуры, необходимо поощрять качественный продукт и снижать барьеры доступа к рынку для новых исполнителей, если мы говорим о музыке и для новых режиссеров, если мы говорим о кино. При разработке системы распределения необходимо определиться по следующим вопросам. Первое - это определение эквивалентов обмена: т.е. в каких пропорциях, между различными видами контента следует распределять эти доходы, то есть: сколько нужно платить за фильм, сколько за музыку, за книги и т.д. Далее встает вопрос о том, что делать с семплированием, - некоторые музыкальные исполнители используют в своих композициях чужие произведения. Ну, то есть по сути речь идет о производных произведениях. Далее встает вопрос о том, что же делать с генерируемым пользователями контентом. Здесь речь идет о сети Интернет, конечно же. То есть, если мы собираем деньги за использование авторского права, необходимо определиться с этим вопросом, на мой взгляд.

Система распределения доходов может быть построена на основании сбора статистики. Соответственно статистика должна собираться по файлообмену и стримингу. Под файлообменом понимаются пиринговые сети, файлообменники, серверы, централизованные хранилища музыки и видео. Под стримингом понимаются скорее социальные сети и системы аналогичные You Tube.

Хотелось бы пару слов сказать о такой инициативе – Secure Digital Music Initiative. Здесь речь идет о консорциуме, который собрался из большого количества компаний - представителей производителей аппаратно-программного обеспечения, информационной безопасности, провайдеров и звукозаписывающих компаний. Они пытались договориться о том, каким образом можно ограничить использование нелицензионных копий музыкальной продукции. Была разработана специальная система цифровых водяных знаков. То есть незаметно для пользователя музыка, видео помечаются специальными кодами, которые верифицируются оборудованием перед воспроизведением, и соответственно, таким образом, распространение нелегального контента предполагалось ограничить. Эта инициатива ни к чему не пришла, потому что в ходе ее проверки на прочность хакеры показали, что ее возможно обойти.

Об этой системе я рассказывал для того, чтобы отметить возможности создания подобного механизма для трекинга – отслеживания движения файлов. Если говорить о создании системы распределения доходов на основании обширной статистики из Интернета, такой механизм может быть весьма полезным, т.к. тут нет оппортунистического стимула пользователя к тому, чтобы взламывать эту систему и устранять водяные знаки, поскольку это никак не ограничит их потребления. Для создания подобной системы потребуется плотное взаимодействие с провайдерами.

Те, кто знаком с нашими предыдущими круглыми столами должны помнить о «ползунке», который сканировал данные торрент-трекера рутрекер.орг, на тот момент еще торрентс.ру. С тех пор мы сделали шаг вперед, теперь мы работаем напрямую через протокол пирингового файлообмена (p2p) и имеем возможность напрямую собирать данные с большого числа трекеров, в т.ч. об ip адресах их пользователей. Наш «ползунок» весьма актуален для анализа популярности контента и формирования карты популярности различных видов контента.

Козырев Анатолий Николаевич адрес начала реплики Ведущий. Я, честно говоря, немножко другого ожидал. Дмитрий занимается еще и сканированием Интернета, и вопреки широко распространенному мнению, что в Интернете ничего не видно, в отличие от «земли», где все видно, в реальности все ровным счетом наоборот – как раз в Интернете все видно. У нас студенты пишут программы, которые позволяют полностью сканировать трафик с совершенно разных объектов. Это – деликатная информация, но, тем не менее, это так. Здесь нет проблемы, - если будет заказ, то это будет сделано очень быстро и хорошо. Там возникают проблемы другого типа - как избежать накручивания, допустим. Чтобы нельзя было накручивать, надо, чтобы было неизвестно, как скачивание считается, и пр. Это некие проблемы, но их надо исследовать, и для этого существуют математические методы, в том числе теория игр. Но что существенно – есть информационные технологии, которые позволяют очень много чего делать, в том числе вычислять IP-адреса всех скачивающих. Другое дело, что их оказывается миллионы, до каждого не дойдешь. Понятно, что доказательства на миллион человек собрать тяжело, но составить статистику, сколько кого скачали и, соответственно, потом распределять гонорар, это – абсолютно реально, и тут нет проблем.

Теперь я перейду к тому, что у нас должно быть темой обсуждения. Появилась бразильская инициатива, которая несколько меняет ситуацию в мире. И в этой связи мы собственно и затеяли круглый стол, потому что есть большое количество стран, которые идут по пути ужесточения законодательства, попытки переловить всех пиратов, наказать всех, кто скачивает файлы, наказать всех, кто позволяет скачивать файлы, а также все регламентировать. Лидирует в этом отношении Франция, поэтому именно Франция у нас оказалась одним из векторов. Видимо, Саркози так хочет угодить Соединенным Штатам, что немножко теряет голову. Другие европейцы как-то более сдержанно идут по этому пути, даже сами американцы более сдержанны.

Далее, Георгий Викторович готовил материал, который размещен у нас на сайте. Пересказывать его я не собираюсь, но желающие имели возможность ознакомиться. Там дан опыт разных стран, он относительно однородный. И совершенно по-другому ведет себя Бразилия, которая вообще не склонна к низкопоклонству. Между прочим, это проявляется даже в быту: в Бразилии по-английски говорят очень мало, и очень мало таксистов, которые говорят по-английски, найти такого – проблема. Невозможно ни за что заплатить долларами, т.е. вообще ни за что. Там где-то в аэропорту можно взять такси по карточке, но можно ходить с пачкой долларов по Рио-де-Жанейро, и не сможешь даже купить не то, что гамбургер, а местную курицу.

И в отношении с авторским правом бразильцы оказались довольно интересными. Они решили реформировать авторское право, что само по себе обычно. Но они для этого собрали три национальные конференции, одну международную. На ней обсудили проект, который предложило министерство культуры, потом его разместили в сети Интернет для обсуждения. Мы его оттуда взяли, я, не зная португальского, тем не менее, ползакона перевел, разместили на сайте. Попутно там еще посмотрели кое-что рядом.

Кроме этого официального закона, который выдало министерство культуры, есть еще альтернативный вариант, подготовленный группой исследователей и музыкантов. Он совсем радикальный. В этом альтернативном законе предлагается вообще легализовать файлообменники, собирать деньги с провайдеров и распределять их через общество по коллективному управлению правами, и сделать эту процедуру абсолютно прозрачной, чтобы все видели, как деньги собираются и идут. Ну и, естественно, что по мере того, как уличное пиратство вытесняется Интернетом, эта схема распространится на все поле. Если еще будет легализован файлообмен, то дисковому пиратству придет полный конец очень быстро, а там пиратство исчезнет, поскольку это не будет называться пиратством. А дальше остается вопрос о распределении денег. То, что рассказывал Дима, оно как-то не очень ярко, видимо, прозвучало, но в принципе смысл-то в том, что это можно сделать. Честно распределить деньги можно. Вопрос в том, насколько это дорого обойдется.

Тем самым Бразилия задает еще один вектор. Официальный закон много чего легализует. Там, например, легализуется без выплаты вознаграждения, без разрешения автора создание копий библиотеками, музеями, информационными центрами для своих целей, в том числе для предоставления в своих залах и для распространения по своим сетям. Я подчеркиваю то, что без письменного разрешения автора, и даже без какого-либо разрешения автора. Вот это пунктик, из-за которого у нас не так давно произошел большой скандал, как известно, когда директор РГБ (Вислый) и Иван Засурский попытались выступить с такой инициативой. Тут же деятелями культуры была написана кляуза президенту о том, что это пособничество пиратам. Но вот министерство культуры Бразилии считает, что это совершенно нормально для Бразилии. Я, честно говоря, считаю, что это было бы абсолютно нормально и для России. Но посмотрим, как сложится.

И вот, у нас появился наш основной докладчик Виталий Олегович Калятин, который знает, что происходит у нас в России. Он нам расскажет, что происходит в России, даст свой комментарий по поводу Бразилии и, может быть, по поводу Франции. Я предоставляю ему слово. далее >>>>>>>

[стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [полная стенограмма]

Обращаем Ваше внимание, что если Вы хотите оперативно и своевременно получать информацию о круглых столах в ЦЭМИ РАН и материалы Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при ООН РАН

- подпишитесь на бесплатную рассылку:

http://subscribe.ru/catalog/science.news.ipcouncilras




Ссылки и материалы по обсуждаемой теме:

Стенограммы ранее проведенных круглых столов (2006-2010)




Союз образовательных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рассылка 'Научный Совет по экономике интеллектуальной собственности'


Библиотека LABRATE.RU. Правила копирования и цитирования материалов сайта, форума, электронных рассылок. Размещение кнопок и баннеров.